Другие запахи или что такое селективная парфюмерия.

Весь XX век парфюмерия неуклонно превращалась из продукта элитарного, доступного только буржуазии, в продукт массовый, доступный всем и каждому. К 90-м годам этот процесс достиг своего апогея - запрет на использование веществ животного происхождения и расцвет химической промышленности привели к тому, что закладываемая маркетологами при создании нового продукта цена за 1 мл неуклонно понижалась, а значит, натуральные компоненты заменялись на синтетические, а дорогие синтетические на дешевые синтетические. Ну и, конечно, глобализация и общий для всех традиционных производств процесс упрощения, ускорения и унификации, который на искусстве составления запахов сказался необратимо: ароматы стали выпускать с той же частотой, что и коллекции одежды, - по несколько штук в сезон, тогда как прежде на создание каждого аромата в приличных домах уходило года два-три.

В результате мы получили стройные парфюмерные ряды, в основной своей массе рассчитанные на усредненный молодежный вкус, то есть в меру свежие, в меру сладкие, в меру легкие, в меру веселые, в меру секси и в высшей степени "политкорректные". Селективные марки создавались как альтернатива продукции интернациональных мегабрендов, их взаимоотношения можно сформулировать примерно так: коммерчески беспроигрышная посредственность vs цветущая сложность.

Если там - астрономические рекламные бюджеты, фотомодели, дешевые синтетические компоненты и тотальное распространение, то здесь - изустное продвижение по принципу "для тех, кто понимает", продажа в строго ограниченном количестве мест и стоимость компонентов более 1 у. е. за 1 мл. Если в первом случае львиную долю цены, уплаченной вами за флакончик, зачастую составляют затраты на рекламу с Натальей Водяновой, Дарьей Вербовой или другой горячей топ-моделью, то во втором - натуральные ингредиенты, включая самые редкие и ценные. И если Dior, Davidoff или Bulgary прославились вовсе не как парфюмерные марки и их парфюмерия создается совершенно неизвестными широкой публики парфюмерными корпорациями, то практически все нишевые бренды создаются исключительно как парфюмерные и выстраиваются вокруг одного или нескольких парфюмеров. А потому жесткая концептуальность — неотъемлемое свойство лучших из них.

Они живые - а потому ведут себя на коже самым неожиданным образом. Они не стараются быть модными - а, напротив, выглядят вызывающе несовременно или подчеркнуто провокативно. Но тот, кто с ними столкнулся, уже не возвращается в привычный мир массовой парфюмерии Что такое селективная парфюмерия, говорить о которой сейчас становится модно? Ответ на этот вопрос во многом определяет ее потребительский имидж, а значит, и ее потенциальную аудиторию.

В представлении людей, никогда особенно селективной паpфюмеpией не интересовавшихся, это что-то безумно навороченное и дорогое, продающееся в бутиках с дизайнерской одеждой, - то есть некая специальная игрушка для модных бездельниц, пресытившихся обычными нормальными "Диором", "Шанелью" и "Кензо".

Между тем на самом деле все pовно наобоpот: модные бездельницы покупают прежде всего широко разрекламированные новинки знаменитых брендов, тогда как главным признаком селективной, или, как ее еще называют, нишевой парфюмерии, является практически полное отсутствие рекламы, особенно традиционной - с топ-моделями и кинозвездами на билбордах и глянцевых разворотах. А потому интерес к селективам предполагает не только и не столько модность, сколько "продвинутость", и, как это ни странно, культурность. Среди знакомых мне поклонников такой парфюмерии ярко выраженных модных барышень крайне мало - это по большей части внешне совершенно обычные люди, которых отличает скорее разборчивость и даже эстетство, ну и, конечно, чуткость к запахам и их составляющим. Впрочем, вовсе не обязательно быть ольфакторным маньяком, чтобы смутиться при мысли, что вот эта замечательная бутылочка "Кензо" или "Ланком" продается в мире со скоростью чуть ли не десятка в секунду.

Знаменитый парфюмер Серж Лютанс, создатель одной из самых популярных нищевых марок, рассказывал, как он начинал делать парфюмерию, тогда еще для марки Shiseido: «В те времена я все еще оставался слишком робким, чтобы осмелиться и настоять на своем выборе компонентов. На все свои предложения я систематически получал ответ: ‘О, только не это! Невозможно!’. Эксклюзивные марки следуют прямо противоположному принципу: все возможно, и чем необычней, особенней, тем лучше.